Лингвистические проявления экстремизма1. Открытые призывы к насилию (в конкретной ситуации, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Бей жидов!», «Убивай хачиков!», «Смерть черным»); 2. Открытые призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов; 3. Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражения типа «хорошо бы сделать с ними …», «давно пора …», «нужно всем вместе сделать…», «следует не позволять им …» и т.п.); 4. Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста); 5. Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»); 6. Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, масштабы Холокоста преувеличены, «чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера»); 7. Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы и ее представителях (недостаток культурности – «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей – «умственно ограниченные тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «казахи туповаты», «цыгане - бездельники», «русские – пьяницы» и т.д.); 8. Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «мусульмане всегда распространяли свою веру огнем и мечом», «поляки всегда злоумышляли против русских»); 9. Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «цыгане – воры»); 10. Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («евреи корыстолюбивы», «цыгане – обманщики» – отличать от культурной или интеллектуальной неполноценности); 11. Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.; 12. Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство («размывание национальной идентичности», «инородцы превращают Москву в нерусский город», «мормоны подрывают нашу православную идентичность»); 13. Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (в том числе в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима); 14. Призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе (например, протесты против строительства мечети в «православном городе»); 15. Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики; 16. Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе); 17. Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации).
|