В пятом классе прошел открытый интегрированный урок «Текст как форма представления информации». Изучая стилистику газет и журналов прошлых лет, ребята погрузились в мир двадцатого столетия.
Гидами по недавнему прошлому для учащихся стали учителя информатики Светлана Александровна Голубьева и Елисей Анатольевич Сидоров, а также учитель русского языка и литературы, директор школы Ирина Вячеславовна Муляр.
Для того чтобы ребята смогли наиболее точно воспринять атмосферу, в которой создавались предложенные для изучения тексты, они переоделись в костюмы школьников Советского Союза. Ученики повязали красные пионерские галстуки, надели соответствующие пилотки и прикрепили значки.
Идея урока - посмотреть, как выглядели газеты и журналы для детей в прошлом веке. Это стало интересно после того, как на уроках информатики при изучении различных типов шрифтов ребята узнали, что в газетах используют рубленный шрифт.
Каждая группа должна была найти информацию о газете или журнале определенного периода, сделать презентацию об этих выпусках и подготовить стендовый доклад. Остальные группы оценивали выступления одноклассников. Главными критериями оценок были наглядность и информативность.
Тематический урок стартовал так же, как начинали советские пионеры свой учебный день – с зарядки!
Первая группа защищала проект по теме «История создания и первые выпуски журнала «Мурзилка». Ребята прочли стихотворение «Музыка труда», поведали о первом выпуске журнала и о том, как сделать журавля из пробок.
Вторая группа рассказала об истории создания газеты «Пионерская правда» и ее первых выпусках. Выступление прошло под музыку «Пионерская зорька».
Докладчики поделились с одноклассниками информацией о том, что в 1925 году статьи в газете «Пионерская правда» были посвящены пионерскому движению, Красной армии, здоровому образу жизни, не только новостям в нашей стране, но и проблемам за рубежом.
О том, как изменилось содержание детских журналов и газет накануне и в первые годы Великой Отечественной войны, рассказала третья группа. Она представила свой проект под легендарную песню «Вставай страна огромная».
Ребята зачитали германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией, который в 1939 году был напечатан в «Пионерской правде», а также стихотворения «Пароход» и «Флажок» из «Мурзилки» 1941 года.
Под популярную песню «Трава у дома» следующая группа выступила с докладом о номере журнала «Мурзилка» 1961 года, который был посвящен первому летчику-космонавту, почетному пионеру Юрию Алексеевичу Гагарину.
Школьники зачитали стихотворение «Первым из космоса землю увидел коммунист» и обращение Гагарина к пионерам из «Пионерской правды» 1961 года. Далее класс прослушал аудиозапись с голосом Гагарина.
Учитель русского языка и литературы, директор школы Ирина Вячеславовна Муляр прочитала ребятам клятву пионера, опубликованную в журнале «Мурзилка» в 1961 году:
«Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину, жить, учиться и бороться, как завещал Великий Ленин, как учит Коммунистическая партия».
О том, как хорошо было развито пионерское движение в 80-е годы, подготовила проект пятая группа. Ребята начали выступление под музыку «Взвейтесь кострами».
Докладчики прочитали стихотворение журналиста Владимира Курасова «Пой, горнист!» и диалог «К тебе пришли гости». Мораль этого диалога в том, что поспорить о прочитанной книге, послушать любимую пластинку, сразиться с другом в шахматы на бегу невозможно, и нужно находить время на встречи с друзьями.
Закончилось тематическое занятие рассказом о публикациях в 90-е годы. В период распада Советского Союза детские печатные издания не переставали публиковать стихи для детей. Ребята прочли два стихотворения того времени – «Мама и весна!», оно посвящено празднику 8 марта и нашим мамам, и «Воспоминания Берденникова». Этот стих о том, что все когда-то бывает в первый раз, и о том, что под старость то, что было в первый раз, подчас, вспоминается с грустью.
В завершение ребята поделились с учителями своими впечатлениями о школьниках 20-го века. Учащиеся высказали свои мнения о том, что у различных поколений остается общего, и что их разделяет.
Красочные фотографии интегрированного урока смотрите, как всегда, в замечательном школьном Фотоуголке!
|