В честь 75-летия со дня снятия блокады у нас прошли классные часы на тему «Дети блокадного Ленинграда».
О великом подвиге детей осажденного города ученикам 1-7 классов рассказали учителя и старшеклассники.
На момент установления блокады в Ленинграде находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей.
Понятия «дети и война» несовместимы! Однако юным ленинградцам – детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести все ужасы смертельной изоляции.
Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище...
Много детского «почему»? И детским чутьём они понимали, что в дом пришла большая беда.
Вместе со взрослыми на защиту любимого города встали дети и подростки. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за голода и морозов.
Лёня Голиков В эти страшные дни на защите города стояли не только войска Красной Армии, но и партизанские отряды, которых фашисты боялись куда больше. В таких отрядах служили и подростки. Один из них – Лёня Голиков.
Когда началась война, Лене исполнилось пятнадцать лет .В шестнадцать – было это в марте сорок второго года – он стал партизаном. Воевал Леня меньше года. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Но сделал он за это время много – взорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, сжег три склада, уничтожил девять автомашин с боеприпасами, истребил около восьмидесяти оккупантов.
2 апреля 1944 года Леониду Александровичу Голикову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Таня Савичева Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. На шести из них – только дата и смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.» «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями.
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область.
Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась.
Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом – стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни». Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища.
За мужество и героизм, проявленные в дни блокады, более пяти тысяч ленинградских подростков были награждены медалями за оборону Ленинграда.
В далеком, тревожном военном году, Под гром батарей у страны на виду Стояли со взрослыми рядом Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась открыта тетрадь, Не выпало им дочитать, дописать, Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники приняли бой, Им было всего лишь тринадцать, Но были они - ленинградцы!
Смотрите фотографии классных часов в нашем школьном Фотоуголке.
|