Откуда появилось понятие «функциональная грамотность»
РФ принимает участие в Международных сопоставительных исследованиях качества образования:
TIMSS - оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам
PIRLS – оценивается читательская грамотность: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.
По результатам этих исследований РФ входит в первую десятку стран-участниц
PISA – оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет (готовы ли подростки ко взрослой жизни)
Основные направления оценки:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Дополнительно
с 2012 г - «финансовая грамотность»
с 2015 г - «решение задач и проблем»
с 2018 г - «глобальная компетентность»
с 2021 г. – «креативное мышление»
По результатам этого исследования РФ занимает 30-33 место
В указе Президента РФ «о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 №204 прописано, что РФ должна войти в 10 лучших по результатам следующего исследования PISA.
В связи с этим предписанием и появилось в школах понятие «функциональная грамотность».
Исследования по функциональной грамотности
В 2021 году региональная оценка по модели PISA проводится на выборках в 14 субъектах РФ.
В 2021 году общероссийская оценка по модели PISA проводится в 43 субъектах РФ.
Подробнее: https://fioco.ru/pisa_for_schools_2021
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Это определение созвучно тому, что используют разработчики PISA, и направлениям, которые оценивает исследование.
Подробнее познакомиться с понятием «Функциональная грамотность» и его шестью направлениями вы можете в этом материале: «Функциональная грамотность»)
Ресурс от ИМЦ Петроградского района https://samokat-fg.pimc.spb.ru:
«САМОКАТ. Сам учусь: функциональная грамотность» — это самоучитель функциональной грамотности для педагогов.
В ГБОУ СОШ №87 Петроградского района разработан план развития и оценки функциональной грамотности - Приказ-план.
Школа активно участвует в проведении тренировочных работ с использованием банка заданий для оценки сформированности функциональной грамотности на базе РЭШ (https://fg.resh.edu.ru ) согласно письму Комитета по образованию от 25.11.2021 года №03-28-9830/21-0-0.
№ |
Классы |
Вид функциональной грамотности |
Сроки |
1 |
6 |
Глобальные компетенции |
Январь 2022 |
2 |
8 |
Читательская Математическая Естественно-научная Креативное мышление |
Январь-Февраль 2022 Январь-Февраль 2022 Февраль 2022 Апрель 2022 |
3 |
9 |
Читательская Математическая Естественно-научная Креативное мышление |
Январь-Февраль 2022 Январь-Февраль 2022 Февраль 2022 Апрель 2022 |
Приложение:
Инструкция для обучающихся «Тестирование по функциональной грамотности на базе РЭШ».