Уважаемые родители!
Наш школьный педагог-психолог Галина Викторовна Кудинова успешно помогает родителям и ученикам в любой сложной ситуации.
Галина Викторовна авторитетный специалист с многолетним стажем. Школа постоянно получает благодарности от родителей за её работу.
Помимо адресной помощи в отдельных семьях мы решили обсуждать общие проблемы и открываем рубрику "Советы школьного психолога". Пожалуйста, напишите нам, какие темы Вам интересны.
Сегодняшний вопрос: Адаптация первоклашек к школе.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, на уроках часто отвлекаются, другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит. Они становятся очень капризными. Вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам и книжкам совсем маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний.
Все эти нарушения связаны с той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка и его организм, с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро. Однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит.
Такие дети часто и долго болеют, причем болезни носят психосоматический характер.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
В 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.
Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ ПЕРВОКЛАССНИКОМ
1. Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на место игрушки, сейчас не время делать ему по этому поводу замечание).
2. Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу - это Ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться – это Ваша вина: завтра разбудите его раньше настолько, насколько он «закопался» сегодня.
3. Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если малыш завтракает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет думать о бутерброде с маслом.
4. Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов – ведь у него впереди трудный день.
5. Встречая ребенка из школы, забудьте фразы типа: «Что ты сегодня получил?», «Как успехи в школе?». Встречайте малыша спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет с ходу поделиться чем-то, едва вернувшись из школы, - не откладывайте разговор на потом, выслушайте его – это не займет много времени. Подумайте о том, как иногда Вам важно, чтобы Вас кто-нибудь выслушал.
6. Если Вы видите, что ребенок огорчен, но молчит - не допытывайтесь, пусть успокоится. Тогда и расскажет все сам. А нет – осторожно поинтересуйтесь позже. Но не пытайтесь удовлетворить свое любопытство сию минуту.
7. Интересуйтесь успехами ребенка у учителей, но НЕ В ПРИСУТСТВИИ малыша! Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны – они тоже люди, и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.
8. Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если Ваш первоклашка поспит полтора часика – это лучший способ восстановить умственные силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
9. Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15 - 20 минут занятий нужно делать 10 - 15- минутные «переменки», и лучше, если они будут подвижными.
10. Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьете у ребенка охоту просить Вас о помощи в будущем.
11. Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь то-то…». Это порочная практика - у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что, учась, делает Вам одолжение, за которое Вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое Вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и Вы окажитесь в сложной ситуации – либо быть последовательной до конца и тем самым несправедливой по отношению к ребенку, либо нарушить свое «родительское слово».
12. Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для Вас нет ничего важнее его дел, забот, радостей и неудач.
13. Выработайте единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что «педагогично», а что – нет, решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все решится само собой или что Вы сами до всего дойдете. Изобретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка – не самый подходящий полигон для экспериментов.
14. Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становиться сложнее, ребенок быстрее утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель (3-4 недели для учеников 2- классов), затем – конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.
15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (как часто можно слышать в обращении к 7-8 –летним: «Ты уже большой!») любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и в Ваших руках сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему и себе нервы.
БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ - ОСОБОЕ ИСКУССТВО. Хочется пожелать родителям первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей.
ЗАПОМНИТЕ: вы, родители, лучше всех знаете своего ребенка, а значит, скорее можете прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
Родители постоянно совершенствуйте свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи!
|